?

Log in

Previous Entry | Next Entry


Дискуссия началась с нижеследующего поста:

"Новозаветная картина мира мифична. Мир считается разде­ленным на три этажа: в середине находится земля, над ней - небо, под ней - преисподняя. Небо - обиталище Бога и небесных су­ществ, ангелов; подземный мир - это ад, место мучений.

Может ли христианское провозвестие требовать сегодня от че­ловека принятия мифической картины мира как истинной? Это бессмысленно и невозможно. Бессмысленно, ибо сама по себе ми­фическая картина мира не содержит ничего специфически христи­анского; просто это картина мира прошлого, еще не сформирован­ная научным мышлением. Тем самым новозаветным чудесам приходит конец. И тот, кто хо­чет спасти их историчность, объясняя "чудеса" влиянием нервных расстройств, гипноза, внушения и т.п., тот лишь подтверждает их конец в качестве чудес.

Нельзя пользоваться электрическим светом и радио, прибегать в случае болезни к современным лекарственным и клиническим средствам и в то же время верить в новозаветный мир духов и чу­дес. Тот, кто полагает это возможным для себя лично, должен уяснить: объявляя это позицией христианской веры, он делает христианское провозвестие в современном мире непонятным и не­возможным".
Рудольф Бультман. "Новый Завет и мифология".

***

"Блаженны не видевшие и поверившие" (Ин. 20.29). Господь способен "проявлять инициативу" в сотворенном мире и без чудес, я полагаю. Я даже уверен, что Он скорее действует именно не через чудеса. Если человеку нужны чудеса, то что-то с ним, с его верой, не так. "Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие..." (1 Корн.1.22-23) Не чудес нужно искать и желать, не чудеса являются свидетельствами Божьего действия в мире, ибо еще Христос предупреждал нас против творящих чудеса во имя Его... Что, в конечном счете, говорит Бультман - мифическая картина мира, часть которой - чудеса, не является специфически христианской. Подобные картины мира мы встречаем и до появления Христианства. Одно это уже указывает нам на то, что все это не является основанием для индивидуации, если угодно, а ровным счетом наоборот. Демифологизация помогает нам увидеть именно то, что делает Христианство тем единственным и непохожим на другие религии. И тем, кто не сомневается во Христе, бояться этого не нужно. Нам не нужно видеть, чтобы верить - мы не ищем чудес. И мы не требуем мудрости - мы ищем знания, ибо "Во всех путях познавай Его, и Он направит стези твои" (Притч. 3. 7) Почему, например, Василий Великий осуждал пьянство? А вот почему: "Пьянство – начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог".
И.Ф.

***

Дар нам был дан. И этот дар - Благая Весть о Христе. Его рождение, жизнь и служение, страсти, смерть на Кресте, Светлое Воскресение и славное Вознесение и обетование нашего спасения - вот дар, превыше которого ничего быть не может. На каждой Святой Мессе, приобщаясь Тела и Крови Спасителя, мы приобщаемся этому дару. Это заложено в самой сути христианской Литургии. Чудеса же сотворялись для иудеев, язычников, маловерных и неверующих. Именно они ищут чудес и надеяться на чудо, подобно Вашей девушке, которая "ждет и надеется на знак внимания"... " Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости", а христиане призваны каждодневно проявлять свою готовность принять все, что пошлет Господь. Если Господу угодно совершить чудо - Он его совершит. Однако, это не делает чудеса причастными сущности Христианской Веры, суть которой - Крест Христов и Его Воскресение. Таким образом, очевидно, мне кажется, что чудеса не являются ни метафизически, ни логически необходимыми.

Демифологизация, то есть снятие тех пластов, которые не являются сущностно христианскими, открывает для нас именно такую перспективу, в которой существенное, откровенное высвечивается, а акцидентальное, второстепенное занимает свое место в ряду исторических адекватностей разных эпох.

И.Ф.

***

Не может быть любви большей, чем та, которой возлюбил Господь Бог этот мир, "ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин 3.16) И, как я писал выше, чудеса, о которых сообщает нам Писание, совершались для иудеев, которые их требовали, для язычников, маловерных и неверующих. Сам Христос предупреждает нас, что "восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мф 24.24). И, при этом, в нашей погоне за чудесами мы имеем склонность забывать о том, что "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк 17.21). Да и, в этой связи, не странно ли, что Отцы Церкви меньше всего писали именно о чудесах. Не очень уважаемый мной проф. Осипов, в этом контексте, сказал совершенно верно: "Мы, христиане, должны искать не чудес и знамений, а того, с чего начинается духовное развитие личности. Царство Божие внутрь нас есть, а не снаружи. И нужно хоть что-то сделать, чтобы войти в это Царство Божие." Святитель Иоанн Хризостом очень точно и лаконично выразил то, о чем я растекался в нашей дискуссии:

"Когда душа находится в состоянии бесчувственности и развращения и одержима недугом зависти, тогда она не убеждается никаким чудом. Когда душа благопризнательна, тогда она принимает все с верой, даже и в чудесах не имеет особой нужды."

"Христос научает нас внимать Ему не ради чудес Его, а ради учения Его, потому что чудеса совершаются не для верных, а для неверующих и грубых людей."

Что для меня чудо? Вспомним историю об исцелении Христом 10 прокаженных (Лк 17. 11-19). Каково имманентное послание этой истории? Истинное чудо - это спасительная Вера. "Вера твоя спасла тебя" (Лк 17.19) И апостол Павел напоминает нам: "Вера святости и совершенства состоит не в совершении чудес, но в чистоте любви" (1 Кор 13.18). Для Отцов Церкви это была одна из максим, из которых они исходили в своем служении. Полагаю, что Св Дмитрий Ростовский предлагает нам замечательный пример, выражающий суть того, что Отцы понимали под истинными чудесами: "Всякий, кто любит врага своего, чудотворец есть".

Таким образом, как верно заметил Антон, "только опыт присутствия, метанойа, Любовь в мире, непротивление - это собственно и есть Чудо которое совершается в мире, как то, что его преобразует, обновляет". Спасительная Вера - это то, что открывает нам Вечность, которое "внутрь вас есть". Она и есть то чудо, которое совершает в наших сердцах, а не во внешнем мире. Во внешнем же мире, действительно, совершаются великие чудеса, однако, именно их мы перестали относится как к чудесам: восход солнца, распускающиеся цветы, полет птиц, рождение ребенка, встреча двух любящих сердец и т.д., и т.п.

Вот она - разница между Чудом Вечности и чудесами внешнего мира.

И.Ф.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
andariego
Dec. 19th, 2012 11:12 am (UTC)
Рудольф Бультман явно не читал книги нашего замечательного А.Ф. Лосева "Диалектика мифа", хе-хе. Впрочем, позитивисткая мифология "научного мышления" новоевропейского образца уже начинает уходить в прошлое и скоро будет изучаться специалистами по мифологии 19-20 веков...
angl_agnostic
Dec. 23rd, 2012 08:33 pm (UTC)
Ммм, не совсем понимаю с чем Вы здесь спорите.))
( 2 comments — Leave a comment )